среда, 13 ноября 2013 г.

Ныробский узник

Ныроб – небольшой городок на севере Пермского края. Кругом тайга. Ныроб словно затерян в этой бушующей суровой тайге, в сугробах выше человеческого роста.  Когда-то здесь было всего 6 дворов.
Поселок на краю земли так и остался бы навсегда затерянным в тайге, если бы не события 1601-го года, печально прославившие Ныроб.



              Он слышал брань стрельцов суровых,

              Не видел света и людей,

              В оковах сидя трехпудовых,

              Он в яме угасал своей,

              Промерзлой, смрадной, закоптелой,

              Иль липкой, как сплошная грязь...

              И так страдал почти год целый

              Безвинный Рюрикович князь.
                                        А.Н.Грамбек



Хитрый и коварный Борис Годунов видел в боярах Романовых своих соперников и решил избавиться от них. По ложному обвинению Романовы были сосланы в отдаленные уголки. Один из братьев, Михаил Никитич Романов, и был доставлен в Ныроб.



 Яма, в которой содержался М.Н. Романов











В сентябре 1601 года жители глухой северной деревушки Ныробки были напуганы криками, доносившимися из леса. Вскоре на тропе показался возок, который тащили лошади, увязая в болоте. Возок сопровождали верховые. Весь этот поезд остановился на краю деревни. Начальник стражи приказал стрельцам копать яму, а ныробских крестьян заставил рубить деревья и готовить из них плахи. Когда яма была готова, открыли возок, и оттуда вышел богатырь, закованный в цепи. Услышав, что яма приготовлена для него, он в ярости схватил возок и отшвырнул его на десять шагов. Стражники сбросили боярина в яму и закрыли ее сверху плахами.

Целый год томился узник в этой темнице. Сердобольные ныробцы, слыша его стоны и молитвы, сочувствовали ему. Они научили своих детей тайком от стражи носить страдальцу пищу. Играя на окраине, ребятишки, как будто случайно, подбегали к яме и бросали в отверстие хлеб и полые стебли растений с квасом, подкармливая таким образом узника. Но однажды стражник, прохаживаясь по лугу, заметил, что дети спустили что-то в подземелье. Он схватил их и выведал, что дети носили боярину пищу по приказу своих отцов. Шестерых ныробцев схватили и отправили под караулом в Москву.

Просидев в яме год, Михаил Никитич скончался. После прихода к власти Романовых, тело Михаила Никитича извлекли из могилы. Оно предстало нетленным, лишь один перст земля взяла. Боярина похоронили в Москве, а ныробские крестьяне вернулись домой, но не все – один из них не выдержал пыток и умер. С приходом на престол Романовых ныробцы получили обельную грамоту в благодарность за сочувствие и сострадание к узнику, который приходился дядей новому царю. А ныробские места были объявлены святыми.


В честь страданий Михаила Никитича Романова эта яма здесь до сих пор существует. Она находится посреди поселка Старый Ныроб.

Взметнется болью неизбывною
Цепей железных скорбный звон.
Угаснет он над звездной пропастью,
Чтобы теперь, спустя века,
Жестокой былью, древней повестью
В речные влиться берега,
Спеть под дугою колокольчиком,
Растаять облаком вдали,
Никольским трепетным источником
Пробиться к нам из-под земли…

                         Светлана Володина (чердынская поэтесса)


Подробнее об этом событии:
Николай Белдыцкий "Ныробский узник, древности и окрестности села Ныроба, Чердынского уезда" (Пермь,1912)





Комментариев нет:

Отправить комментарий